В центре Москвы стоит уникальный особняк: он находится в частном фамильном владении с 1915 года. Архитектор Александр Васильевич Кузнецов купил здание на Мансуровском переулке, д.1 в 1915 году, и перестроил его в стиле неоклассики. Сейчас в доме живут потомки архитектора. Интерьеры и обстановка дома помнят известного соседа - архитектора Фёдора Шехтеля, и друга хозяина дома - генерала А. Брусилова, скрывавшегося в нем в 1917 году.
Известно, что советская власть вторглась в особняк лишь однажды, в лице красного командира и героя гражданской, Г. Д. Гая. В 1921 году семью Кузнецова "уплотнили", и хозяева вынуждены были освободить для него лучшие комнаты. По воспоминаниям дочери, опубликованным в 1994 году в журнале “Наше наследие”, он был с хозяевами галантен и съехал в 1924 году.
В 1930 году А. В. Кузнецов был арестован. Он сидел в одной "шарашке" с Туполевым, и работал над проектом Дворца Советов. Посадили его за проект конструктивистского здания с плоской кровлей на здании Ферганской фабрики, "удобной для посадки вражеских самолетов". Перед войной архитектор уже был на свободе.
Здание до сих пор отапливается дровами. Можно лишь предположить, что это один из способов не утратить внешнюю независимость. Водопровод и электричество были подведены ещё до революции. Как удалось владельцам особняка с шестиметровой полоской земли, отгороженной невысокой оградой от жилого района, пройти 70-летний советский квест, 90-е и держаться по сей день - неизвестно, но наверняка эта история достойна романа или кинофильма. Впрочем, в творческой среде про уникальный особняк знали, договаривались с хозяевами о съемках в аутентичной обстановке сцен дворянской жизни, и, например, эпизод фильма Рязанова "Жестокий романс" - приём у Карандышева с побегом Ларисы Дмитриевны - снят именно в нём.
В Москве известны ещё два случая частного советского домовладения, но это другие истории: дом архитектора Константина Мельникова - постройка времен НЭПа (1929 год), со статусом экспериментального жилья “для дальнейшего массового строительства” (не случилось), и дом-мастерская скульптора Матвея Манизера, официального портретиста Сталина - построенный в 1951 г.
Про дом Кузнецова пишут, что в нём остановилось время. Но есть ощущение, что оно, не прерываясь, выбрало другое направление.
Фото: Екатерина Трегубова, 2015 г., журнал "Наше наследие", 1994 г.