В 1979 году компания Alessi - “фабрика мечты” в производстве кухонной утвари, приглашает звезд-архитекторов в дизайн: проект Tea&Coffee Piazza - с кофейными и чайными сервизами, был задуман как исследование-эксперимент в духе Баухауса и в память послевоенного “золотого сезона” итальянского дизайна.
Среди приглашенных был Альдо Росси - уже ни много ни мало, а признанный теоретик градостроительства, автор жилых кварталов и знаменитого кладбища-мемориала в Модене. Тогда же Росси был главным архитектором венецианской биеннале и спроектировал для неё театр на плоту - Teatro Del Mondo. Росси с восторгом согласился на предложение Alessi, и переход из “макро-” на “микро-" уровень оказался невероятно органичным, а образ кофейника - знаковым и даже определяющим в его творчестве.
О своём детстве, времён II Мировой, он писал в книге «Научная автобиография»:
“Я сидел в просторной кухне в С., на озере Комо, и часами рисовал кофеварки, кастрюли, бутылки. Больше всего я любил цветные кофеварки – синие, зеленые, красные – за их причудливую форму. Это были уменьшенные модели фантастических сооружений, которые мне суждено было увидеть в будущем. И до сих пор мне нравится рисовать большие кофеварки; я представляю, что они сделаны из кирпича и что в них можно забраться, чтобы осмотреть их изнутри. <... > Возможно, наблюдение за вещами составляло мое самое важное формальное образование".
И конечно, неслучайно его кофеварки и чайник - с коническими крышечками и непременным шариком - так напоминают Театро дель Мондо. Или же - наоборот…
В графических работах любимый приём Росси - смена масштаба, который выглядит двусмысленной игрой: изображением монументального предмета в пейзаже, и натюрморта - с архитектурой в миниатюре.
О самом же родстве кофеварок с архитектурой он отзывался и так:
«Кофеварка среди других емкостей или бытовых приборов особенно поддается различным транспозициям и аналогиям со зданиями и архитектурными формами. Особенно с куполами, колокольнями, минаретами и почти никогда не отделяется от определенной восточной атмосферы или стиля <...> Нет сомнения, что их присутствие в интерьерных или натюрмортных композициях придает цельность образу, приближая композицию к пейзажу и особенно к городскому пейзажу, где преобладают башни, купола и различные постройки».
Работа с предметным дизайном была тем же поиском, что и работа над графикой и зданиями. Архитектор будто ещё раз, после классиков и функционалистов, раскрыл универсальную сущность форм, взаимосвязь внутреннего и внешнего.
А во всей Италии теперь с трудом сыщется архитектор, не имеющий у себя кофеварки Росси - и предмета, и повода поразмышлять над конкретным и абстрактным - на которых и балансирует архитектура - “инструмент, позволяющий чему-либо произойти” ©