Имение Клода Моне в нормандской деревне Живерни знаменито прежде всего садом:
«Меня в этом мире интересуют только моя живопись и мои цветы». Но если сад - это и вдохновение, и произведение Моне, то дом можно сравнить с палитрой - на которой, как известно, он не смешивал цветов.
О своих красках Моне писал:
«Свинцовые белила, желтый кадмий, киноварь, теплый крапп-лак, синий кобальт, изумрудная зелень, виридоновый, вот и всё. [...] Я не думаю, что можно что-то сделать еще ярче и лучше, имей я другую палитру».
Здание бывшей яблочной фермы Моне расширил без архитектурных усложнений, как рациональную “коробку”, с двумя рядами одинаковых окон и крыльцами в сад. Интерьер и обстановка устроили бы и добропорядочных викторианцев - если бы не неожиданные цвета, но до их мнений Моне не было дела.
Свежий фасад - с розовыми стенами и ярко-зелёными окнами, выделяется даже среди цветущих роз. Для изрядно приглушенного ХIX в. такое сочетание кажется невозможным. А Моне - словно по цветовому кругу Иттена (открытому нам только в 1961), использует противоположные друг другу цвета - комплементарные - взаимоусиливающие, и в смешении дающие нейтральный серый - который Моне и определил для крыши.
В доме художник даёт глазам короткий отдых - в нежном холле, зелено-голубом, используя (как по тому же Иттену), аналоговое сочетание цветов - тех, что по кругу рядом, будто готовя зрение к следующему впечатлению – то есть к столовой, буквально залитой цветом и светом.
Яркий жёлтый кадмий, двух тонов - в который художник "закатал" все стены, мебель, балки, резной камин, обеденный сервиз и шторы - всё это светится и переливается, а на самом деле служит основной задаче: создать “фон” коллекции картин на стенах, и яствам - для дружеской компании за обеденным столом.
Для усиления солнечного эффекта он даёт всплески ультрамарина на салфетках, плитке камина и фарфоре - так же “комплементарно” жёлтому, и пеструю основу - терракотовый “шахматный” пол.
Можно было бы уверенно сказать, что интерьер "потряс общественные вкусы” - но в доме Моне подобных вкусов не встречалось.
Расположенная за столовой кухня выполнена с охлаждающим эффектом, в синих тонах: ультрамарин и белый - руанской плитки, и лазурно-салатные стены. Поддержка - теплой терракотой пола и горящей красной медью утварью. В кухне чудесна перекличка со столовой - через дверной проём блестит и светит желтым абажур - подарок, как считается, Ван Гога.
Эффект столовой настолько жаркий, что гостиная с коллекцией японских гравюр тоже выполнена как освежающий “маленький синий салон” - точнее - бело-голубой. Интересно, что с деревянными шкафами Моне обходится бесцеремонно и красит их под стены, с такой же обводкой синим.
Второй этаж отведён под спальни, и эти очень личные пространства решены в сближенных тонах, без спецэффектов, в триадах (по треугольнику цветового круга) и "аналоговых" цветах.
Изумительна спальня падчерицы и единственной ученицы Моне - Бланш Ошеде, где использованы обои - с трогательными веточками, древесными оттенками, в кремово-розовых тонах.
Спальня супруги, Алисы Ошеде, по цвету напоминает салатно-голубой холл на первом этаже - такое же отдохновение для глаз, но мягче и нежнее. Кровать же в её спальне - единственная в доме из неокрашенного дерева, "земная" и текстурная.
Но интереснее всего, конечно, спальня художника. Возможно, это личное впечатление, но мягкий желтый в сочетании с лиловым, изумрудность окон, и рассыпавшийся по ковру пестрый узор - это кажется и есть тот сад Моне, с цветущими глициниями и кувшинками в пруду, который и вдохновлял, и был его одной картиной.
Это материал из нашей рубрики "Неизвестное об интересном" от автора канала Шпилька архитекторки. Обязательно посмотрите - там невероятно хорошо. https://t.me/archispilka