Известно, что архитектор Вальтер Гропиус, знаменитый директор Баухауса, идеолог индустриального функционализма, успешно работал как дизайнер, что для эпохи модернизма - вдруг обнажившего и будто заново открывшего единство формообразования, было характерно. А предложение для знаменитого архитектора от автомобильной компании Adler (в лице друга, директора Генриха Клейера) усовершенствовать модели автомобилей - не так уж удивительно.
Гропиус улучшил форму двух автомобильных кузовов Adler Standard 6 и Adler Standard Pulman 8, и создал новую модель кабриолета Adler Standard 8.
Кузовами архитектор не ограничился: он стал автором “боевого орла” на капоте радиаторов всех моделей Adler, с характерными для той эпохи распростертыми крыльями, и ставшего в итоге частью логотипа компании.
Но настоящий подарок автолюбителям Гропиус сделал, первым придумав сидение, которое трансформируется в лежанку. Инновацию можно увидеть на рекламном плакате-чертеже с силуэтом отдыхающей женщины на шпильках, контурами откидных сидений и пояснением: “Это простое и полезное устройство делает водителя независимым от отеля во время путешествий и поездок выходного дня” (теперь мы знаем, кого благодарить).
Два ярких роскошных лимузина и кабриолет Гропиуса украсили парижский Автомобильный салон 1930 года.
Несмотря на восторженный приём, в производство пошла лишь модель кабриолета, увы, не получившая коммерческого успеха: продали только 23 автомобиля - для публики в то время они казались слишком смелыми. А далее - экономическая депрессия и мода в технике на обтекаемые формы стиля ар-деко остановила производство.
И к слову: самым коммерчески успешным проектом Гропиуса и Баухауза в дизайне оказалась серийная простая дверная ручка - из цилиндрической рукоятки и изогнутого квадратного стержня в никелированной латуни, как можно видеть - производимой и актуальной до сих пор.
Дизайн и успех
27 мая 2024