«Arco»: больше, чем свет

Цель нашей компании - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания.
14 октября 2024
Утверждать, что культовые предметы дизайна уместны в любом интерьере - довольно рискованно, но знаменитый светильник Аrco, созданный миланским дизайнером Акилле Кастильони в 1962 году, кажется именно тем случаем. Возможно потому, что его концепция буквально пришла с улицы, где искусственный свет по своей сути - нейтральный и “проходной”.

Вдохновленный светильниками Парижа конца XIX века, с фонарями, подвешенными на дуге - как-бы сбоку, но по сути - сверху, Аrco “деконструировал” классическую люстру в центре помещения и этим несколько “встряхнул” статичные интерьеры домов 1960-х.

Предназначенный для освещения стола, светильник получился непреднамеренно красив и универсален. Точным расчётом формы, массы и функции, он подобен и классической, и современной архитектуре: 65-килограммовый цоколь-основание выполнен из цельного блока каррарского мрамора, его несущая конструкция - телескопическая лёгкая арка, создает образ портала и “рамы” для интерьера, а смотрящий сверху абажур в форме усеченного металлического шара - не переходит границ ненавязчивой дружелюбности.

Модель оказалась настолько успешной, что по подсчетам, в каждом десятом доме его родной Италии есть свой Arco. Звездность торшера сделала его самым популярным предметом для подделок, в связи с чем, для защиты Arco суд Италии впервые в истории дизайна официально признал его художественную ценность. Как экспонат Arco представлен в нью-йоркском Музее современного искусства, а компанией Flos он с успехом производится уже более 60 лет.

Удивительное свойство светильника организовывать пространство и придавать ему динамику быстро оценили кинематографисты: Arco формирует сцену не менее, чем в 20 кинофильмах, среди которых – “Люди в чёрном”, “Железный человек”, но высшее признание популярности, безусловно – участие в мультфильтсериале “Арчер”.

История успеха Arco для массового дизайна довольно необычна, и как считает дочь Кастильони, Джованна, при современном маркетинге была бы невозможна: ведь сначала возникла идея, а затем она нашла и увлекла крупного производителя (в лице компании Flos). Теперь же в Италии компании формируют требования к “продукту” на основе изучения запросов покупателей, и не находятся в рабочем диалоге с автором.

Кастильони был уверен, что функция первична, и “если объект “работает”, он работает для меня, для вас, для ваших детей, но также и для вашей бабушки”. Функция выходит за рамки моды, маркетинга, стиля - всего того, что ему не нравилось. И потому, когда бы ни проходила встреча с маркетинговой командой, знаменитый автор культовых вещей всегда куда-то исчезал…

Это материал из нашей рубрики "Неизвестное об интересном" от автора канала Шпилька архитекторки. Обязательно посмотрите - там невероятно хорошо. https://t.me/archispilka
Вернуться к списку